Номинальные траты на строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Санкт-Петербург могут сократиться с 1,7 до 1,4 трлн руб. за счет того, что в комплексный план модернизации инфраструктуры (КПМИ) войдет не вся ВСМ, а только 630 км от нее, без дорогостоящих подходов к столицам. В результате государство вместо 250 млрд руб. даст концессионеру 50 млрд руб. Остальное заберет ОАО РЖД на участок Москва—Крюково. По альтернативному варианту в концессию попадет даже меньше — 450 км за 950 млрд руб. Работы еще на 750 млрд руб. окажутся в инвестпрограмме ОАО РЖД. По мнению аналитиков, это грозит новой индексацией тарифов.
ОАО РЖД и Минтранс предложили новый вариант финансирования строительства ВСМ Москва—Санкт-Петербург, которая в перспективе должна позволить доезжать из столицы в столицу за 2 часа 15 минут.
Источник, знакомый с направленным ОАО РЖД на прошлой неделе вариантом паспорта федерального проекта «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ), а также с ходом совещания по ВСМ 10 сентября у замруководителя Росжелдора Сергея Гончарова, рассказал, что сейчас рассматривается дробление проекта на три фазы.
Если ранее (см. “Ъ” от 4 августа) всю ВСМ планировали отдать в концессию, то в новой версии участок Москва—Крюково предлагается финансировать за счет федерального проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла»: сейчас он предусматривает развитие сети МЦД, затраты до 2030 года — 557,5 млрд руб.
Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что затраты по участку Москва—Крюково оцениваются в 221,5 млрд руб., из которых 200 млрд руб. ОАО РЖД собирается взять из того капитального гранта, который изначально был предусмотрен на саму ВСМ еще в тот момент, когда рассматривалось ее строительство в направлении Казани (см. “Ъ” от 21 января 2019 года).
Участок Обухово—Санкт-Петербург ОАО РЖД теперь намерено строить за счет собственной инвестпрограммы в рамках развития транспортной системы Санкт-Петербурга. Его стоимость оценивается в 62 млрд руб. Один из собеседников “Ъ” рассказывает, что в качестве местоположения вокзала ВСМ в Санкт-Петербурге рассматривается территория бывших складов купцов Кокоревых неподалеку от Московского вокзала.
Но если в предыдущих версиях проекта предполагалось, что государство выделит в качестве взноса в капитал специальной проектной компании (СПК), выступающей концессионером, 248,4 млрд руб., которые оно начинало вкладывать в 2022 году, то сейчас участие государства в капитале компании ограничивается 50 млрд руб. одним траншем в 2025 году.
В то же время в план по-прежнему заложено, что государство предоставит поддержку в виде минимальной гарантированной доходности (МГД), нулевого НДС на услуги предоставления инфраструктуры и перевозку пассажиров и нулевой ставки налога на имущество на объекты инфраструктуры ВСМ. Также предусматриваются два выпуска облигаций СПК на 368 млрд руб. с госгарантиями (ранее — три выпуска на общую сумму до 427 млрд руб., госгарантии по двум из них).
Александр Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву», май 1790 года
Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою ее почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время
Завершение строительства всей трассы сдвинуто на год — на 2027-й, при этом предлагается до конца 2025 года построить 120 км участка Крюково—Новая Тверь. Прежде ожидания были оптимистичнее: до 2024 года планировали управиться с 10 км путей Москва—НАТИ ВСМ, а до конца 2025 года — со 152 км от НАТИ до Новой Твери. По подвижному составу оценка не изменилась: все те же 42 поезда производства «Уральских локомотивов» (СП Siemens и «Синары») на 175,7 млрд руб.
Между тем один из источников “Ъ” утверждает, что есть и другой вариант: в концессию уйдет только участок Логовежь—Обухово, а Крюково—Логовежь стоимостью 440 млрд руб. ОАО РЖД построит за счет своей инвестпрограммы. Тогда в периметр концессии попадет лишь 450 км трассы стоимостью 950 млрд руб., а еще порядка 750 млрд руб. работ с учетом вокзальных комплексов окажется в инвестпрограмме ОАО РЖД.
В ОАО РЖД комментариев не дали. В Минтрансе “Ъ” сказали, что с предложениями знакомы, но «до момента переутверждения паспорта федерального проекта комментировать подробности преждевременно». Источник, знакомый с ситуацией, уверен, что конфигурация «еще успеет несколько раз перемениться». В Минэкономики “Ъ” не ответили, хотя, рассказывает другой собеседник “Ъ”, на последних совещаниях министерство требовало перепроверить прогноз пассажиропотока и ожидаемые социально-экономические эффекты. Сейчас прогнозный пассажиропоток ВСМ оценивается в 22,6 млн человек в 2030 году.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что конструкция усложнилась, но по существу смета не поменялась. Желание обеспечить синергию с другими проектами понятно, отмечает эксперт, но дробление увеличивает сложность привлечения частных инвестиций. Проблема возложения всех рисков незавершения проекта на ОАО РЖД по-прежнему не решена, добавляет он, а перенос части проекта в инвестпрограмму монополии чреват дополнительной индексацией тарифов в 2024–2026 годах.