Как и предполагал “Ъ”, ОАО РЖД сможет не выплачивать дивиденды за 2019 год, сохранив прибыль в компании на финансирование инвестпрограммы. Такое распоряжение подписал премьер Михаил Мишустин. В дальнейшем компания поэтапно должна будет довести долю прибыли, направляемую на дивиденды, до 50% от показателя по МСФО. Но и эти выплаты должны будут строиться из расчета полного финансирования инвестпрограммы, что существенно сократит доступную бюджету сумму.
Правительство разрешит ОАО РЖД не выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям по итогам 2019 года, следует из распоряжения правительства от 29 сентября (есть у “Ъ”). Согласно документу, Минфину, Минтрансу и Росимуществу при подготовке проектов директив госпредставителям в составе совета директоров монополии поручено не предусматривать выплату дивидендов за 2019 год. Параллельно Минтрансу, Минфину и Росимуществу поручается подготовить предложения по поэтапному доведению дивидендов ОАО РЖД до 50% от прибыли по МСФО при учете финансирования в полном объеме его одобренной правительством инвестпрограммы. Фактически, учитывая рост инвестпрограммы монополии в ближайшие годы, возможность выплат дивидендов в будущем тоже под вопросом.
Из такого расчета сверстана и утвержденная правительством долгосрочная программа развития (ДПР) монополии до 2025 года.
Несмотря на это, из прибыли за 2018 год компания заплатила дивиденды согласно требованиям Минфина — хотя пыталась основную часть выплатить натурой посредством передачи подвижного состава в Крым.
В нынешнем году, хотя изначально правительство хотело от монополии 86 млрд руб. дивидендов (см. “Ъ” от 14 февраля), из-за ухудшения ситуации с погрузкой и пандемии ОАО РЖД удалось настоять на своем. Минтранс еще в апреле предложил разрешить транспортным госкомпаниям оставлять прибыль на инвестпрограммы.
Еще 5% чистой прибыли, или 2,67 млрд руб., предлагалось направить в резервный фонд, а 2,98% от номинала привилегированных акций, или 2,68 млрд руб.— на дивиденды от них (см. “Ъ” от 25 июня).