Хотя правительство отказалось от повышения железнодорожных тарифов в 2021 году выше инфляции, ОАО РЖД продолжает обсуждать с рынком возможность дополнительной индексации тарифов на те виды грузов, перевозку которых считает для себя убыточной. В частности, монополия предложила на 4–5% повысить в 2022 году тарифы на перевозку контейнеров, которая принесла в 2019 году убыток на 11,5 млрд руб. На рынке пока рассматривают другие варианты — в частности, использование разных тарифов для перевозки с востока РФ на запад и обратно. А в ОАО РЖД вообще допускают введение свободного ценообразования в контейнерных перевозках.
В ОАО РЖД не планируют новых тарифных решений на 2021 год, чтобы максимально поддержать грузоотправителей, но продолжат диалог с участниками рынка на перспективу, сообщили “Ъ” в монополии. На прошлой неделе с Союзом операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) обсуждались два варианта дополнительной индексации перевозок контейнеров в 2022 году: либо общий подъем тарифа на 4–5%, либо дифференцированная индексация:
- на 3,5% — в груженом рейсе до 4 тыс. км,
- на 5,5% — свыше 4 тыс. км,
- на 2% — в порожнем рейсе.
ОАО РЖД говорит об убыточности перевозок контейнеров из-за многолетнего отставания темпов роста тарифов на их перевозки от перевозки прочих грузов (подробнее см. “Ъ” от 4 августа). По оценкам монополии, в 2019 году она получила от перевозки контейнеров 11,5 млрд руб. убытка. На 2021 год ОАО РЖД предлагало дополнительно проиндексировать контейнерные тарифы на 4%, что принесло бы ей 3,4 млрд руб. в год (см. “Ъ” от 29 июля и 18 сентября).
Крупные перевозчики контейнеров были против. Так, ГК «Дело», владеющая «Трансконтейнером», отмечала, что рост тарифов должен идти в соответствии с решениями правительства и приказом ФАС, а опережающий рост приводит к неконкурентоспособности этого вида транспорта по сравнению с автотранспортом на коротких плечах и морем на длинных.
Перевозчики контейнеров отказались от комментариев по предложениям монополии на дальнейшие годы, в основном ссылаясь на несформированность позиции. А СОЖТ выдвинул собственные предложения. Так, предложено перейти на взимание тарифа не с контейнера, а с контейнерного поезда, отталкиваясь от его длины, фактического веса и количества осей.
Как отмечается в презентации руководителя рабочей группы по контейнерным перевозкам СОЖТ замгендиректора «Евросиб СПб — транспортные системы» Михаила Иванова, за последние пять лет доля контейнерных перевозок в составе контейнерных поездов выросла с 46% до 64%. Переход на новую систему расчета тарифа будет стимулировать ее дальнейший рост, что позитивно отразится на пропускной способности инфраструктуры и контейнеризации грузов.
Еще одно предложение СОЖТ — унифицировать тарифы на рефрижераторные и универсальные контейнеры. Это давно обсуждается отраслью (см. “Ъ” от 7 июля 2019 года), с 2012 года перевозка рефконтейнеров обходится существенно дороже, чем транспортировка обычных. Но ОАО РЖД, рассказывает собеседник “Ъ”, полагает, что принять это предложение в условиях, когда тарифы на перевозку универсальных контейнеров не формируют прибыли для компании, невозможно. Впрочем, монополия предлагает сделать ряд шагов по уравниванию тарифов — например, нивелировать предыдущую дополнительную индексацию тарифов на 4% в 2017 году скидкой для рефтранспорта и т. п.
Также СОЖТ предлагает ввести разные тарифы на контейнерные отправки в составе контейнерных поездов по направлению восток—запад в зависимости от направления, при этом не меняя стоимости рейса туда-обратно. Это позволит привлечь дополнительный контейнерный поток с восточного направления, полагают в СОЖТ.
Монополия, говорит он, сейчас проводит оценку возможности применения свободных цен на перевозку отдельных грузов. «Отнесение контейнерных перевозок к товарному рынку с развитой конкуренцией позволит выйти с предложением о неприменении ценового регулирования»,— поясняет собеседник “Ъ”, что позволит ОАО РЖД устанавливать гибкие индивидуальные тарифы.