ОАО РЖД пытается разделить ответственность за проблемы перевозок на Восточном полигоне с другими участниками процесса. В частности, монополия предъявила претензии к низкой надежности тяжелых магистральных тепловозов «Трансмашхолдинга» (ТМХ). По мнению источников “Ъ”, на самом деле конфликт возник из-за того, что аффилированный с ТМХ «Кузбассразрезуголь», со своей стороны, жалуется властям на сложности с вывозом угля. Вопрос планируется обсудить на совещании в Минпромторге.
ОАО РЖД не устраивает качество локомотивов на Восточном полигоне. По информации “Ъ”, претензии монополии адресованы работающим там магистральным грузовым локомотивам «Трансмашхолдинга», частота отказов по которым кратно выше нормы. ТМХ подконтролен Андрею Бокареву, Искандару Махмудову, Дмитрию Комиссарову и Кириллу Липе, 20% у французской Alstom.
«Задача создания тепловоза, способного стабильно работать при повышенной массе поездов в особых климатических условиях Восточного полигона, ставилась перед отечественной промышленностью неоднократно, однако в полной мере не решена до сих пор,— говорят в ОАО РЖД.— Ни одна из выпускаемых отечественными предприятиями серий тепловозов на сегодня не обеспечивает достижения установленных показателей надежности при их эксплуатации в данном регионе.
Среди основных проблем — недостаточное качество самих локомотивов и их комплектующих, наличие конструктивных недоработок, а также неритмичная работа сервисной компании».
Все эти вопросы, заключают в ОАО РЖД, планируется обсудить в ближайшее время на совещании с участием представителей «Трансмашхолдинга», ООО «ЛокоТех-Сервис», «Рослокомотива» и Минпромторга.
По словам двух источников “Ъ”, вопросы к локомотивам ТМХ возникли после того, как «Кузбассразрезуголь» (КРУ, принадлежит акционерам ТМХ) пожаловался на то, что ОАО РЖД не обеспечивает вывоз угля на восток. По данным “Ъ”, вопрос в итоге дошел до президента Владимира Путина. В КРУ оперативных комментариев получить не удалось. Один из собеседников “Ъ” говорит, что ОАО РЖД даже грозилось разорвать сервисный контракт с ТМХ.
В 2020 году ОАО РЖД закупило 566 локомотивов, в том числе 318 — для Восточного полигона. Тяжелые магистральные тепловозы в России не производились: до конфликта с Украиной ОАО РЖД закупало их у «Лугансктепловоза». Потом выпуск наладил Брянский машиностроительный завод ТМХ, который с 2015 года производит двухсекционные локомотивы 2ТЭ25КМ и с 2019 года поставляет ОАО РЖД их трехсекционную версию. В 2019 году монополия купила 92 и 12 единиц таких локомотивов, в 2020-м — 40 и 40 единиц соответственно. Тяжелые тепловозы нужны на Восточном полигоне, в частности, для того, чтобы компенсировать недостаточность инфраструктуры: они позволяют провезти больше груза.
В ТМХ “Ъ” сообщили, что вложили в производство магистральных тепловозов, созданное в России с нуля, более 20 млрд руб. «Все возникающие вопросы решаются оперативно. Компания заинтересована в соблюдении графика развития Восточного полигона и вывозе всего объема грузов»,— отмечают в ТМХ, говоря, что любая нештатная ситуация с локомотивом рассматривается очень пристально совместно с ОАО РЖД: компания несет финансовую ответственность в рамках сервисного контракта.
В «Синара — Транспортные машины» (СТМ) “Ъ” пояснили, что пока СТМ не производит магистральных тепловозов для работы на Восточном полигоне. Компания в ноябре 2020 года подписала соглашение с ОАО РЖД о сотрудничестве в сфере производства, испытаний, поставки и сервиса двухсекционных тепловозов 2ТЭЗ5А с техническими характеристиками, требуемыми для эксплуатации на Восточном полигоне. СТМ полностью готова к началу производства опытного образца, сообщили там.
Жесткие условия и сроки модернизации Восточного полигона с учетом того, что вопрос на контроле у президента и у премьера, вызывают у ОАО РЖД желание разделить ответственность, отмечает президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. С этим связаны последние претензии и к верхнему строению пути, когда ответственность за сходы вагонов на Забайкальской и Красноярской железных дорогах возлагалась на изготовителя рельсов «Евраз ЗСМК», и к вагонам (пошли разговоры о том, что инновационные вагоны деформируют путь, на Дальневосточной железной дороге в апреле проводили обследование), теперь к локомотивам.
При этом эксперт согласен, что у нового локомотива неизбежно проявляются «детские болезни», особенно в суровых условиях Восточного полигона и при жестких сроках, когда производителя торопят выдать локомотив как можно раньше. Но, уверен он, в итоге должен возобладать холодный расчет, и нужно трезво рассчитать, что требуется от ТМХ как от производителя, ОАО РЖД как перевозчика и КРУ как грузоотправителя, входящего в одну группу с ТМХ. Возможно, и КРУ должен будет сбавить риторику относительно выполнения плана погрузки на Восток, и ТМХ устранить замечания, и ОАО РЖД как перевозчику пойти навстречу.