О позиции по готовящимся изменениям транспортного законодательства, развитии стивидорных и нефтехимических активов “Ъ” рассказал совладелец НОВАТЭКа, СИБУРа, «Трансойла» и «Колмара» Геннадий Тимченко.
— Сейчас на железных дорогах обсуждается введение системы ship-or-pay, как вы как совладелец «Трансойла» относитесь к этой инициативе?
— Я надеюсь, что ее не введут. Лично я считаю, что сегодняшний устав железных дорог позволяет нормально и спокойно работать. Проблема не в форме контракта, а в развитии инфраструктуры. Поэтому, на мой взгляд, это не совсем верное решение.
— А в чем его ошибочность?
— Многие владельцы грузов не смогут перевезти свой груз. Они будут вынуждены платить авансы, а денег, например, в компании нет. А крупные, богатые компании смогут перевозить все. Должен быть равный доступ для всех — это записано в уставе.
— А локальное введение ship-or-pay неприемлемо?
— Понимаете, нужно менять законодательство, а зачем это делать? Тогда это может распространиться вообще на всю сеть. И что мы будем иметь? Торговлю тарифами? Такова наша позиция как оператора. Мы ее высказываем правительству на совещаниях, правительство вправе принимать решения.
— Есть ли у вас планы по диверсификации железнодорожных активов: покупке другого парка, других компаний?
— Мы все время покупаем цистерны, полувагоны. Но принципиальных изменений не происходит.
— «Трансойл» всегда выступал за либерализацию тяги, поддерживаете ли вы до сих пор эту позицию?
— У нас же есть в «Трансойле» частная тяга, она работает. Разве это не пилотный проект? Наверное, можно его мультиплицировать, разгрузить железную дорогу от инвестиций в локомотивы. Зачем железной дороге столько денег на это тратить? А операторы, бизнес могут это потянуть. Могут купить и ездить по инфраструктуре ОАО РЖД. Но для этого же нужно решение правительства! Реформу нужно довести до конца. Ведь был же когда-то проект программы либерализации тяги…
— Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в интервью РБК говорил, что вы совместно собираетесь строить терминал в Ванино.
— Да, вторую очередь терминала. Как и первую, на 12 млн тонн.
— А под чей уголь?
— У них есть Эльга, у нас есть свое месторождение (компания «Колмар».— “Ъ”). Все это работает.
— Можете назвать размер инвестиций?
— Инвестиции в первую очередь составляли порядка 40 млрд руб., вторая очередь будет точно дешевле, так как часть инфраструктуры уже построена.
— Будете ли вы увеличивать свою долю в СИБУРе?
— Наоборот, мы будем отдавать свою долю (в рамках сделки по объединению с ТАИФ.— “Ъ”): к нам же приходят новые инвесторы, они верят в будущее компании. Лично я бы инвестировал в СИБУР.