Новая комиссия под руководством вице-премьера Марата Хуснуллина, созданная по поручению президента РФ, станет центральным органом оперативного контроля за строительством железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне. Сам вице-премьер уже через две недели планирует отправиться на полигон, чтобы вести работу «в штабном режиме». Однако у участников рынка внезапное возникновение комиссии, в которой их интересы даже теоретически может представлять только глава ОАО РЖД Олег Белозеров, вызвало недоумение и целый ряд опасений.
Новая комиссия, созданная 1 июня президентским распоряжением, станет основным органом принятия оперативных решений по развитию инфраструктуры Восточного полигона, говорят источники “Ъ” в правительстве и на железнодорожном рынке. В ее полномочия входят координация действий ведомств, региональных и местных властей по развитию железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока, в том числе в целях увеличения объемов вывоза угля из Кузбасса, синхронизация железнодорожных, энергетических, дорожных, портовых и иных проектов, а также контроль за всем этим строительством.
Хотя комиссия не имеет статуса президентской, положение о комиссии и ее состав утверждаются президентом РФ, а решения обязательны для представленных в ней органов власти и организаций. Комиссию возглавил вице-премьер Марат Хуснуллин, его заместителями стали глава ОАО РЖД Олег Белозеров и глава Минтранса Виталий Савельев. В составе комиссии помимо министра транспорта представлены главы Минэнерго, Минфина и Минстроя, директор Росфинмониторинга, помощники президента Игорь Левитин и Максим Орешкин, заместители руководителей силовых ведомств — Минобороны, МВД, Генпрокуратуры, службы экономической безопасности ФСБ, а также 11 зауральских губернаторов.
«Сейчас первый этап — мы должны к 2024 году вывозить 180 млн тонн,— уточнил вице-премьер.— Для понимания, в 2020 году мы вывозили на уровне 120 млн тонн. А вообще потребность в той зоне по вывозу грузов (это уголь, металл, руда, лес, контейнеры) где-то 250 млн тонн. Наша задача, по сути, в два раза увеличить пропускную способность транспортных артерий».
Восточный полигон — проект расширения мощностей БАМа и Транссиба для вывоза грузов в порты Дальнего Востока и к границе с Китаем. Текущий второй этап проекта стоимостью 720 млрд руб. предусматривает рост пропускной способности до 180 млн тонн в 2024 году. Но планы грузоотправителей, прежде всего угольщиков, серьезно превосходят эти цифры, и проект сопровождают постоянные споры о том, как быстро расширять участки в интересах тех или иных компаний, а также источников финансирования.
Необходимость специальной комиссии с широкими полномочиями господин Хуснуллин объясняет масштабом задачи: «Сейчас мы должны с РЖД построить фактически второй БАМ за счет изменения, строительства новых путей, реконструкции старых, внедрения новых систем направлений, за счет изменения подходов в логистике. Это требует большой координационной работы. Поэтому президент такую комиссию утвердил и назначил меня ее руководителем.
Где-то через две недели я планирую очередной выезд на Восточный полигон со всеми заинтересованными лицами. То есть эту работу будем в штабном режиме вести».
Один из источников “Ъ” полагает, что, раз комиссия создана решением президента и он определил ее состав, новый орган может стать финальной инстанцией в активно продолжающихся вокруг проекта ведомственных и отраслевых спорах. При этом у двух собеседников “Ъ” вызвало вопросы отсутствие в качестве сопредседателя комиссии господина Белоусова, курирующего транспорт. Однако другой источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, подчеркивает, что комиссия под руководством господина Хуснуллина была создана по инициативе самого господина Белоусова, так как нужна для координации стройки, а все ее решения, «несомненно, будут согласовываться с первым вице-премьером». Конфликтов между ними нет, заверил собеседник “Ъ”. В секретариате господина Белоусова и ОАО РЖД от комментариев отказались.
Участники железнодорожного рынка оценили ставшее для них неожиданностью появление нового влиятельного госоргана как аппаратное поражение ОАО РЖД и отрасли в целом. Один из источников “Ъ” отмечает, что железную дорогу, строительный блок которой постоянно подвергается нареканиям за медленный прогресс на Восточном полигоне, представляет один господин Белозеров, тогда как мощное и многочисленное лобби губернаторов будет «продвигать свои интересы по вывозу угля». Другой собеседник “Ъ” отмечает, что позиции господина Белозерова в плане контроля за стройкой «заметно пошатнулись», фактически она оказалась в руках Марата Хуснуллина. Хотя, признает еще один источник “Ъ”, на деле контролировать стройку ОАО РЖД «крайне затруднительно».