Декабрь, вопреки ожиданиям ОАО РЖД, не позволил компании наверстать отставание погрузки от плана на 2023 год. По итогам года она снизилась на 0,2% к 2022 году и оказалась ниже плановой на 0,9%, в том числе на фоне ограничений поставок нефтепродуктов на экспорт в четвертом квартале, проблем с локомотивами и масштабной стройкой. При этом монополия сохраняет оптимизм в отношении 2024 года, в котором пока ждет роста погрузки на 2,7%.
Погрузка на сети ОАО РЖД по итогам 2023 года не смогла показать ожидаемый рост в 0,8%. Она составила 1232,3 млн тонн, что на 0,2% меньше, чем годом ранее. Перейдя к падению в октябре (см. “Ъ” от 1 ноября и 1 декабря 2023 года), погрузка, равномерно прираставшая небольшими темпами в первые месяцы года, в декабре так и не смогла восстановиться. По итогам последнего месяца она сократилась на 1,9%, до 100,7 млн тонн.
В декабре заметно выросли отправки промышленного сырья (на 45,6%), зерна (на 25,4%), лома черных металлов (на 21,4%) и кокса (на 19,5%). При этом сохранилось серьезное отставание по наиболее массовым грузам. Так, перевозки угля сократились на 6,4%, до 29,2 млн тонн, такое отставание характерно для всего четвертого квартала — в среднем на 6,8% в месяц. Перевозки нефтегрузов, в среднем по году демонстрировавшие отставание от прошлогодних показателей, сократились на 2,6%, резко упали и перевозки строительных грузов (на 21,8%), в начале года, напротив, представлявшие собой один из основных драйверов роста погрузки.
Как поясняют в ОАО РЖД, замедление динамики погрузки в четвертом квартале связано с сохраняющимися ограничениями экспортных поставок нефтепродуктов, снижением перевозок строительных грузов из-за завершения ряда крупных инфраструктурных проектов в центральной части страны, закрытием на внеплановый ремонт ряда предприятий-грузоотправителей, увеличением времени простоя локомотивов в ремонте у сервисных компаний и развернутыми на сети масштабными строительными и ремонтными работами.
По итогам всего года безусловным лидером по темпам роста в долевом выражении стали перевозки зерна, которые увеличились на 37,1%.
На 5,4% выросли перевозки удобрений, заметный рост наблюдается у отправок металлургических грузов — черных металлов, их лома, кокса — при снижении перевозок железной и цветной руды. Перевозки прочих грузов, куда входят контейнерные грузы, увеличились на 4,9%. Основные грузы — уголь и нефтепродукты — закончили год со снижением объемов на 1,2% и 2,7% соответственно.
План 2024 года предполагает достижение 1265,4 млн тонн, что на 2,7% выше фактического результата 2023 года.
В компании не говорят, планируют ли его пересматривать, но отмечают, что в 2023 году и в предыдущие годы проделана большая работа по развитию пропускных и провозных способностей инфраструктуры. «По-прежнему отмечается высокий спрос на перевозки, особенно в восточном направлении,— пояснили “Ъ” в ОАО РЖД.— Также свой вклад вносят и альтернативные маршруты, в том числе по коридору "Север—Юг", и старт перевозок в порт Лавна». Поэтому в компании с оптимизмом смотрят на перспективы увеличения объемов погрузки.
Источник “Ъ” на рынке замечает, что в декабре погрузка отстала на 1,9%, по итогам 22 дней декабря разрыв с прошлым годом был выше — 2,2%. Это означает, говорит он, что в последних числах декабря к перевозке были приняты повышенные объемы, следовательно, в январе будут очередные трудности с проездом вагонов, повышенными объемами бросания поездов и ростом фактического оборота вагонов.
Для ОАО РЖД было бы правильно транслировать заранее, что план погрузки пересмотрен, поскольку рынок, особенно в последние месяцы, ждет от компании более точного прогнозирования, полагает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. При этом объяснения были бы вполне понятными: есть проблемы и на стороне ОАО РЖД, и связанные с грузоотправителями, также на погрузку заметно повлияли запрет на экспорт нефтепродуктов и более ранние проблемы с наливными грузами. Прогноз погрузки на 2024 год, по мнению господина Бурмистрова, выглядит весьма амбициозно, но не недостижимо, если будут решены те проблемы, которые выявились в этом году. Речь идет о повышении эффективности взаимодействия с грузоотправителями в рамках динамической модели загрузки инфраструктуры с фокусом на маршрутные отправки на экспорт, улучшение ситуации с технической готовностью тягового состава (где, по информации эксперта, наметился прогресс) и с локомотивными бригадами (где, напротив, дефицит кадров только усиливается). Отдельно стоит фактор роста террористических рисков, где, по мнению эксперта, будет наблюдаться ухудшение ситуации, и есть вопрос, насколько поможет согласованное ОАО РЖД значительное увеличение расходов на безопасность.