Режим работы : пн-пт: 09:00-18:00 сб-вс — выходной
Ru En

Контейнеры растянулись на границе

12.01.2024

ОАО РЖД решило удлинить контейнерные поезда, курсирующие на Восточном полигоне, до 71 условного вагона. Это, по мнению монополии, позволит оптимизировать использование мощности локомотивов и пропускной способности дорог. Но участники рынка говорят, что решение создаст проблемы на стыках с железными дорогами Китая и Монголии, где приняты более короткие составы, поэтому сроки перевозки могут вырасти.

Как узнал “Ъ”, с 10 декабря 2023 года ОАО РЖД телеграммой ввело обязательную длину минимум в 71 условный вагон для контейнерных поездов, формируемых для Восточного полигона (“Ъ” видел телеграмму). В монополии пояснили “Ъ”, что формирование контейнерных поездов стандартной для сети ОАО РЖД длины необходимо для эффективного использования инфраструктуры: «При дефиците пропускной способности Восточного полигона отправление более коротких, к тому же в целом более легковесных контейнерных поездов приведет к неполному использованию мощности локомотива, полезной длины станционных путей и к невыполнению целевых параметров пропуска грузопотока. Для сравнения: один поезд с углем, рудой или удобрениями перевозит в три раза больше груза, чем контейнерный поезд длиной 55 вагонов».

Но участники рынка говорят о проблемах, возникающих в результате на стыке с железными дорогами Китая и Монголии.

В частности, речь идет о крупнейшем погранпереходе с КНР Забайкальск—Маньчжурия. С китайской стороны, поясняет собеседник “Ъ” в отрасли, приходит поезд с импортным грузом длиной 55 вагонов, и необходимость дожидаться накопления 71 вагона увеличивает транзитные сроки.

Директор РТСБ-РУС Александр Баскаков добавляет, что в декабре КНР резко сократила план по приему экспортных поездов из России. На границе уже скопилось около 80 поездов с экспортным грузом, которые «держат» вагоны, запланированные под импорт: «Сроки доставки увеличатся в среднем на 25–30%, что сказывается на привлекательности железнодорожных перевозок для клиентов».

В то же время глава «Транс Синергии» (входит в ЕСП) Станислав Станкевич и собеседник “Ъ” в отрасли отрицают наличие существенных ограничений со стороны Китая на погранпереходе Забайкальск—Маньчжурия. «Те объемы, которые Китай подтверждал по приему и по Забайкальску, и по Монголии, он выдерживает»,— подчеркивает господин Станкевич. Источник “Ъ” при этом добавляет, что в декабре наблюдались ограничения с российской стороны, объясняющиеся необходимостью вывезти обязательные объемы экспортного угля из регионов по указу президента, аварией в Северомуйском тоннеле и морозами.

По его словам, ОАО РЖД уже принимает меры по вывозу скопившихся контейнеров, в ближайшую неделю ожидается улучшение ситуации, а окончательно, по его оценке, она нормализуется ко второй половине февраля.

«В большей степени тревога касается перевозок через Монголию (Наушки—Замын-Ууд),— уточняет Станислав Станкевич,— потому что монгольские железные дороги не принимают поезда длиной 71 условный вагон, и они сразу объявили ОАО РЖД, что, если на Наушки—Сухэ-Батор будут приходить поезда длиной 71 вагон, они будут их расформировывать и везти 57 вагонов с поездной скидкой, а оставшиеся вагоны — повагонными отправками без поездной скидки и с соответствующими сроками доставки до Замын-Ууда». Но пока, признает топ-менеджер, компания не столкнулась с такими проблемами, поскольку все клиенты продолжают ехать по ранее согласованным заявкам поездами длиной 57 вагонов.

В Забайкальск, говорит господин Станкевич, большая часть поездов и так шла длиной 71 вагон, и то, что из Китая приходят поезда на 55 вагонов, проблемой не было, поскольку владеющие там терминалами операторы, например «Трансконтейнер» и «РЖД Бизнес Актив», исторически принимали три китайских поезда и формировали из них два российских с минимальным остатком. В ОАО РЖД утверждают, что ситуация на погранпереходе Забайкальск—Маньчжурия рабочая, напоминая, что перевозки через переход выросли в 2023 году на 32,2%, до 22 млн тонн, в том числе в декабре — на 32,5%, до 1,86 млн тонн.

Инициатива ОАО РЖД в целом позитивна для рынка, говорит собеседник “Ъ” в отрасли, она увеличит провозную способность и доступность локомотивных бригад. С другой стороны, он признает, что это решение может создавать проблемы на ряде погранпереходов, что «может привести к переключению части грузопотока на морские сервисы».

Наталья Скорлыгина


Возврат к списку

Заказ звонка

нажимая на кнопку "Отправить", вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных

Спасибо!

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Ошибка.

К сожалению, сообщение не удалось отправить. Попробуйте позже еще раз

Онлайн-заявка

нажимая на кнопку "Отправить", вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных