ФГУП «Железные дороги Новороссии», объединяющее железные дороги новых субъектов РФ, получит из бюджета 6,7 млрд руб. на покрытие убытков. За счет субсидии также предполагается обеспечить перевозку гарантированной грузовой базы — 7,4 млн тонн продукции горнодобывающей и металлургической промышленности. Это в 25 раз меньше, чем, например, в 2012 году, отмечают аналитики, но инвестиции в объеме не менее 20 млрд руб. в год в поддержание состояния железнодорожной инфраструктуры в регионах необходимы. Иначе из-за ее деградации не будет возможно ни восстановление промышленности и портов, ни реализация заявленных триллионных вложений в развитие регионов.
Правительство выделило 6,64 млрд руб. из своего резервного фонда на покрытие убытков ФГУП «Железные дороги Новороссии», сообщает Росжелдор, в ведении которого находится предприятие. Распоряжение вступило в силу 1 января. Субсидия, поясняют в Росжелдоре, направлена на финансирование текущей деятельности предприятия, в том числе на организацию железнодорожного сообщения на территориях новых субъектов, обеспечение транспортировки грузов в объеме не менее 7,36 млн тонн, на выплату зарплаты, уплату налогов и взносов, закупку топлива и расчеты с ресурсоснабжающими организациями.
ФГУП «Железные дороги Новороссии» создано распоряжением правительства в конце мая 2023 года (см. “Ъ” от 31 мая 2023 года). Оно объединило железные дороги новых регионов — ГУП ДНР «Донецкая железная дорога», ГУП ЛНР «Луганская железная дорога», ГУП «Херсонская железная дорога», ГП «Мелитопольская железная дорога» и концерн «Железные дороги Донбасса». Задачи предприятия — обеспечение потребностей в пассажирских и грузовых перевозках и поэтапный выход на безубыточность.
Как поясняют в Росжелдоре, сейчас завершается перевод имущества и персонала в новое предприятие. «Железные дороги Новороссии» получили все необходимые лицензии Ространснадзора, в том числе на перевозку пассажиров, грузов и грузобагажа. «Деятельность ФГУПа уже подкреплена определенным бюджетным финансированием,— говорит глава Росжелдора Алексей Дружинин.— На сегодня у предприятия есть средства на выплату зарплаты за январь. Нам важно проинформировать об этом сотрудников, чтобы люди знали, что у них эти гарантии есть». В июне 2023 года в интервью «Железнодорожнику Донбасса» тогда исполнявший обязанности, а сейчас утвержденный в должности гендиректора «Железных дорог Новороссии» Андрей Казаков отмечал острую потребность в кадрах и намерение увеличивать штат всех хозяйств.
Основа обозначенного грузопотока в 7,4 млн тонн — продукция горняков и металлургов, это уголь, металл, флюсы, доломиты, отмечают в Росжелдоре, добавляя, что «это гарантированный объем перевозок».
Существующие объемы грузопотока объективно небольшие, особенно в гражданской их части, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров: его масштабы более чем в 25 раз меньше, чем в 2012 году. «Но сейчас для новых территорий функционирование железнодорожной инфраструктуры — это вопрос возможности восстановления промышленности и портов,— отмечает он.— Деградация инфраструктуры может быть очень и очень быстрой, и инвестиции, необходимые хотя бы для простого поддержания состояния железных дорог, не говоря уж о развитии, должны поступать в объемах не менее 20 млрд руб. в год». Необходимо либо активно инвестировать, либо можно получить ситуацию, когда заявленные инвестиции в триллионы рублей просто невозможно будет осуществить, добавляет господин Бурмистров.
Владимир Путин 16 января заявил, что власти направили в новые регионы в виде инвестиций 1,077 трлн руб. Он также говорил 14 декабря 2023 года, что в федеральном бюджете предусмотрено примерно по 1 трлн руб. в год на финансирование новых регионов.