Ru En

Поезда переключают на автопилот

19.01.2024

По Москве начнет курсировать беспилотный поезд, об этом журналистам сообщил глава РЖД Олег Белозёров. По его словам, летом на МЦК появится состав с автоматическим управлением. На первом этапе в кабине будет машинист, который контролирует движение. Полноценный «беспилотник» компания планирует запустить через два года. Состав разработают на основе электропоезда «Финист», импортозамещенного аналога «Ласточки». С конца 2023 года он ходит на Урале.

Насколько это реальная перспектива? И обоснована ли она экономически? Гендиректор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин считает логичным выбор МЦК как испытательного полигона для беспилотного поезда с пассажирами. При этом распространять такую технологию на грузоперевозки, по его мнению, преждевременно:

«У нас большинство грузовых направлений проходит по участкам, где доступ людей, машин и животных не везде ограничен. Это требует дополнительного тестирования самой системы, например, в ситуациях столкновения.

В рамках же МЦК и других замкнутых агломераций эта технология будет себя показывать очень неплохо. У пробных испытаний, которые сегодня проводятся, высокие технологические показатели, это переход на следующий уровень управления.

Соответственно, нам нужно будет намного меньше машинистов, только несколько операторов, наблюдающих за тем, как поезда будут двигаться по кольцу. Тогда мы выиграем на фонде оплаты труда, а также сможем уменьшить интервалы между поездами, повысив при этом уровень безопасности движения. Это самый главный эффект, который мы получаем от беспилотного управления».

Пять лет назад «Российские железные дороги» сообщали о планах внедрить беспилотные поезда к 2021 году. Весной 2023-го дискуссия возобновилась, в компании заговорили о «Ласточке» с автоматическим управлением. Однако замглавы РЖД Евгений Чаркин подчеркивал, что это потребует изменений в законодательстве.

Между тем экономический эффект от внедрения таких технологий не совсем очевиден, считает научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин: «В чем нюанс беспилотного вождения на рельсах и асфальте? Уже выявлено железное ограничение — это рынок труда. Замена дальнобойщика на робота имеет смысл, когда зарплата этого водителя в год составляет где-то €50 тыс. и больше. Если же меньше, то смысла нет.

Похожая ситуация для машинистов. В Москве и машинист, и водитель — это не самые высокооплачиваемые профессии. Если рынок труда не дефицитен, и зарплата не очень велика, то смысла большого нет. Но если этим занялось само руководство РЖД, то они как-то эту проблему решат, себе в убыток вряд ли кто-то это будет делать».

Беспилотные поезда активно развиваются за границей, например, в Австралии местная горнодобывающая компания несколько лет использует такие составы для перевозки руды. А правительство Дании весной 2023 года разрешило использовать транспорт без машинистов для городской железнодорожной системы Копенгагена. Там объявили тендер на поставку более 200 подобных поездов.

Технических сложностей для внедрения таких технологий в России возникнуть не должно, но к их безопасности по-прежнему много вопросов, подчеркнул председатель общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков: «Беспилотные поезда в метрополитенах появились почти 40 лет назад во французском городе Лиль Технологически беспилотный поезд можно запустить хоть завтра. Основная проблема состоит в том, что непонятно, что делать, если происходит какое-то чрезвычайное происшествие в пути.

Еще один вопрос — психологическая составляющая, как пассажиры будут себя чувствовать, находясь в таком составе. Спешить с беспилотными поездами точно не нужно. Их можно внедрить на Московском центральном кольце, которое находится в пределах города, и в случае чрезвычайной ситуации персонал доберется, допустим, до остановившегося поезда. Но в целом для железных дорог это все-таки неактуально».

Мэр Москвы Сергей Собянин ранее заявлял, что беспилотный поезд к 2026-му может появиться и в столичном метро. По его словам, специалисты работают над созданием состава нового поколения с возможностью внедрения автономного хода. Сообщалось, что такие поезда смогут перевозить больше пассажиров.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Владимир Расулов


Возврат к списку

Заказ звонка

нажимая на кнопку "Отправить", вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных

Спасибо!

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Ошибка.

К сожалению, сообщение не удалось отправить. Попробуйте позже еще раз

Онлайн-заявка

нажимая на кнопку "Отправить", вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных