ОАО РЖД настаивает на радикальном ужесточении санкции для водителей, нарушающих ПДД на железнодорожных переездах. Граждан, по вине которых произошло столкновение транспортного средства с поездом, предложено привлекать к уголовной ответственности, причем независимо от тяжести последствий. Сейчас максимальное наказание — лишение прав на срок до полугода. Если инициатива будет принята, за такое ДТП можно будет получить наказание вплоть до лишения свободы на срок до двух лет. В профильном комитете Госдумы заявили “Ъ”, что в целом поддерживают такие меры.
РЖД направила в правительство России предложения усилить ответственность для водителей, нарушающих правила проезда железнодорожных переездов, заявил вчера гендиректор компании Олег Белозеров. По его данным, в 2023 году число подобных инцидентов выросло на 12% по сравнению с 2022 годом (до 245 случаев), 54 человека погибло. «В 100% случаев зафиксирована вина автомобилистов, мы вынуждены предлагать непопулярные меры»,— заявил господин Белозеров.
Скорректировать предлагаются ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», пояснили в пресс-службе компании: уголовная ответственность вводится за столкновение с поездом вне зависимости от тяжести последствий.
Таким образом, в случае, если предложения будут приняты, за ДТП с поездом в случае вины водителя можно будет получить наказание вплоть до тюремного срока до двух лет.
Компания предлагает также усилить и административную ответственность по ст. 12.10 КоАП, которая применятся при выезде на переезд при запрещающем сигнале светофора. Сегодня суд может назначить штраф в 5 тыс. руб. или лишение прав на срок от трех до шести месяцев (до года при повторном нарушении). РЖД предлагает увеличить минимальный срок лишения прав до шести месяцев, максимальный — до одного года, при повторном нарушении — до двух лет.
«Случаи нарушения правил на железнодорожных путях несут в себе повышенную опасность по сравнению с иными нарушениями ПДД, санкции должны быть исключительными,— заявили в РЖД.— Водители, выезжая на пути, блокируют транспортные коммуникации, создают угрозу жизни, здоровью и безопасности людей. Такая угроза существует как в отношении пассажиров автомобилей, поездов, так и в отношении работников железнодорожного транспорта (в поезде всегда есть локомотивная бригада, а в пассажирском поезде — десятки и сотни людей)».
За последние несколько месяцев на железнодорожных путях произошло несколько крупных аварий. 9 октября 2023 года водитель легковой машины выехал на красный свет на переезде в подмосковном округе Лосино-Петровский недалеко от железнодорожной станции Осеевская, в результате столкнулся с электричкой — двое погибших. 12 ноября на переезде между станциями Янталь и Лена Восточно-Сибирской железной дороги водитель грузовика выехал на пути перед пассажирским поездом, в результате ДТП погибли машинист, его помощник и водитель большегруза. 11 января 2024 года в Ставропольском крае на участке между станциями Светлоград и Мокрая Буйвола водитель легкового авто выехал на регулируемый переезд перед грузовым поездом, машинист также не успел затормозить — в ДТП погибло трое детей.
Ответственность за нарушения на переездах уже была ужесточена три года назад по инициативе Минтранса. Соответствующие поправки к КоАП вступили в силу 1 мая 2021 года. Штраф, применяемый в качестве альтернативного наказания лишению прав, был увеличен с 1 тыс. до 5 тыс. руб., также была отменена 50-процентная скидка при его оплате.
«Сам по себе рост в 12% — это не обоснование (для введения уголовной ответственности.— “Ъ”),— считает эксперт "Народного фронта" по безопасности дорожного движения Катерина Соловьева.— Причины ДТП нужно сначала тщательно проанализировать. Проблему нужно решать комплексно. Если РЖД полагает, что резкое повышение штрафов сделает так, что через переезды никто не поедет, то это заблуждение».
Нередко при ДТП на переездах никто не страдает, лишь происходит задержка движения поездов, обращает внимание глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский: «Даже если речь идет о нескольких часах, неужели это повод для уголовной ответственности?» «Многие нарушения происходят из-за несовершенства железнодорожной инфраструктуры, которую РЖД не хочет модернизировать,— отмечает эксперт.— За последние несколько десятилетий число переездов сократилось втрое, многие закрылись, так как нет денег их содержать. Новые строятся медленно. В результате районы, а иногда и целые города разделены железнодорожными путями. Водители вынуждены нарушать, чтобы не совершать перепробеги, нередко пытаются пересечь пути там, где раньше переезд был». Эксперт также говорит о случаях, когда ДТП случаются по вине дежурных по переезду: несколько лет назад в сети обсуждалось видео, где пассажирский поезд следует на большой скорости при открытом шлагбауме. «Большинство происшествий происходит на неохраняемых железнодорожных переездах, и решать проблему надо иначе — сокращать количество таких мест, а не бесконечно усиливать наказания и переписывать вновь и вновь разные статьи кодексов»,— солидарен адвокат Сергей Радько.
«В целом мы поддерживаем ужесточение наказания за нарушение на переездах, но в России должна появится программа строительства двухуровневых переездов,— заявил “Ъ”, комментируя инициативу, глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев.— В одном уровне должны остаться только технологические переезды. Обязанность государства — решить эту проблему». Еще в 2018 году замглавы Минтранса Сергей Аристов говорил, что «одними штрафами вопрос не решить», пообещав «целый комплекс мер», включая строительство эстакад над путями. «Это стоит довольно больших денег, особенно с учетом того, что почти 90% переездов финансируется на региональном и муниципальном уровнях»,— уточнил он. Такая программа, напомним, есть в Подмосковье, в 2024 году в регионе достроят и откроют пять новых путепроводов (в том числе в Аникеевке и Опалихе). Проекты путепроводов в Мордовии, Свердловской, Амурской, Ярославской, Тамбовской, Самарской и других областях заложены также в правительственном пятилетнем плане дорожной деятельности до 2028 года. При этом остается еще очень много одноуровневых переездов, только в Мособласти их 347. В 2019 году, по данным Минтранса, их было более 10 тыс. по всей России.