Правительство впервые обозначило ориентиры расширения БАМа и Транссиба за горизонтом третьего этапа проекта, который предполагает рост пропускной способности до 255 млн тонн в год к 2033 году. По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, не позднее 2035 года пропускная способность должна увеличиться до 270 млн тонн. По мнению аналитиков, востребованы любые мощности дальневосточного направления, однако нужно оценить, во сколько обойдется это расширение, поскольку есть альтернативы, в том числе строительство в Кузбассе обогатительных фабрик для угля, что позволит сократить потребность в его перевозке.
К 2035 году мощности БАМа и Транссиба планируют расширить почти на 100 млн тонн к сегодняшнему уровню. «В настоящее время определены параметры развития Восточного полигона — до 210 млн тонн в 2030 году и до 270 млн тонн не позднее 2035 года»,— сообщил 14 февраля на итоговом заседании правления ОАО РЖД председатель совета директоров монополии, первый вице-премьер Андрей Белоусов.
По итогам 2023 года провозная способность БАМа и Транссиба достигла 173 млн тонн, в этом году с завершением второго этапа расширения Восточного полигона она должна вырасти до 180 млн тонн. Перевозки грузов в восточном направлении, сообщил на заседании правления господин Белоусов, в 2023 году вышли на исторический максимум, составив 280 млн тонн, что на 8% выше уровня 2021 года.
До недавних пор даже цифра 255 млн тонн, в конце 2023 года подтвержденная на уровне президента РФ (см. “Ъ” от 12 февраля), была под вопросом. Этих показателей планируют достичь в рамках третьего этапа расширения БАМа и Транссиба, паспорт проекта должен быть согласован до конца марта.
Расширение мощностей со 180 до 255 млн тонн оценивается в 2,7 трлн руб. Сколько будет стоить увеличение пропускной способности еще на 15 млн тонн, до 280 млн тонн, пока неизвестно.
По информации “Ъ”, расчеты грузовой базы для этапа 2033–2035 годов пока не сделаны. На предыдущих этапах они свидетельствуют о стойком дефиците провозной способности Восточного полигона: расчеты, которые видел “Ъ”, показывают неудовлетворенный спрос в объеме 39,5 млн тонн для 2031 года (достижение пропускной способности в 210 млн тонн) и 77,2 млн тонн для 2033 года (255 млн тонн). Все дополнительные заявки — это экспортные грузы, преимущественно уголь (см. “Ъ” от 11 октября 2023 года).
По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, в текущей геополитической ситуации любая мощность Восточного полигона будет востребована. При этом есть риски, связанные с тем, что Китай опережающими темпами вводит возобновляемую энергетику, что может снизить его потребность в угле. В 2023 году объем ВИЭ в Китае составлял более 200 ГВт. Кроме того, в результате тарифной реформы в России перевозки угля на дальние расстояния могут значительно подорожать. Однако Дальний Восток для угольных компаний всегда будет экономически эффективным направлением, да и альтернатив не так уж много, полагает господин Бурмистров: в портах Юга недостаточная конкуренция между специализированными терминалами, на Северо-Западе — слишком длинное логистическое плечо по морю вокруг Европы или через Севморпуть. Даже если к 2035 году будут сняты некоторые западные санкции, Дальний Восток останется наиболее приоритетным с учетом растущего спроса Китая и Индии. Однако, говорит Михаил Бурмистров, важно оценить, во сколько обойдется прирост пропускной способности в 15 млн тонн с 2033 по 2035 год: «Мы можем достичь той точки, когда каждый следующий вложенный рубль дает меньший прирост провозной способности». По мнению аналитика, возможно, дешевле будет построить в Кузбассе и других регионах обогатительные фабрики для угля, чтобы снизить объем его перевозки по сети. Решение может оказаться более эффективным, особенно если государство поддержит тарифом перевозки обогащенного угля.