Состоялась новая крупная сделка на рынке железнодорожного оперирования, уже четвертая за последние три месяца. Алексей Тайчер, владевший лизинговой компанией «Трансфин-М», которой, в свою очередь, подконтролен восьмой по величине железнодорожный оператор «Атлант» с 61 тыс. единиц парка, продал компанию и вышел из железнодорожного бизнеса. Покупателем выступили закрытые паевые инвестфонды (ЗПИФы), предположительно, связанные с менеджментом «Трансфин-М». По мнению экспертов, сделка проходит в привлекательных рыночных условиях, причем не только для оперирования, но и для операционного лизинга, на котором специализируется «Трансфин-М».
Алексей Тайчер продал «Трансфин-М», следует из раскрытия информации компании 22 февраля. Покупателем 70% выступил ЗПИФ «Инвестсервис» под управлением УК «Аурум Инвестмент», 30% — ЗПИФ «Талер» под управлением ООО «Тетис Кэпитал», сообщается в отчетности.
В «Трансфин-М» подтвердили информацию о смене собственника, воздержавшись от прочих комментариев. Представитель Алексея Тайчера также подтвердил “Ъ” факт выхода бизнесмена из состава акционеров «Трансфин-М», уточнив, что покупателями выступил менеджмент компании. По его словам, цена продажи — рыночная. Перечень покупателей и размер долей он раскрывать отказался, сославшись на условия соглашения о конфиденциальности.
Источник “Ъ” на рынке предполагает, что собственниками «Трансфин-М» могли стать гендиректор компании Максим Анищенков, а также члены совета директоров Александр Голанд и Иван Благодатских. Все трое выступали партнерами Алексея Тайчера в 2019 году при покупке лизинговой компании у НПФ «Благосостояние» и имели преимущественное право выкупа акций, говорит он.
Источник, знакомый с планами бизнесмена, сообщил, что Алексей Тайчер рассматривает возможность инвестирования в проекты в сфере логистики и финансовых технологий.
Источник, близкий к покупателям, пояснил “Ъ”, что рынок оперирования, на их взгляд, достаточно стабилизировался и дальнейшая консолидация позволит сохранить текущую ситуацию в балансе. Новые владельцы «Трансфин-М» планируют сохранить и развить все профильные дивизионы компании, говорит он.
Это четвертая крупная сделка за три месяца на рынке оперирования железнодорожным подвижным составом. О смене собственников первой, третьей и шестой по величине компаний подробнее см. “Ъ” от 2 февраля. Замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук полагает, что сделки продолжатся — возможно, между менее крупными компаниями.
Сейчас рынок оперлизинга очень привлекателен, особенно для тех компаний, которые располагают собственным парком, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Движение на сети медленное, доходность оперирования высокая, изменений не предвидится, более того, ставки имеют тенденцию к росту. Есть два проблемных сегмента — лесовозных и универсальных платформ, в остальных спрос на услуги оперлизинга остается высоким и сохранится на этом уровне как минимум в горизонте 2025 года. По прогнозу «Infoline-Аналитики», к четвертому кварталу ожидается рост арендных ставок на типовые и инновационные полувагоны по долгосрочным контрактам на 9%, до 3,2 тыс. и 3,7 тыс. руб. за вагон в сутки соответственно, на большекубовые нефтебензиновые цистерны — на 19%, до 2,7 тыс. руб., на зерновозы — на 29%, до 5,2 тыс. руб.