Основы функционирования высокоскоростного железнодорожного транспорта могут закрепить в отдельном законопроекте. Уведомление о разработке документа, который установит требования к эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава, опубликовал Минтранс. Нормативная база может зафиксировать правила безопасности и нагрузки, считают эксперты.
Минтранс разработал законопроект, направленный на формирование основ функционирования высокоскоростного железнодорожного транспорта. Соответствующее уведомление опубликовано на портале нормативных правовых актов для общественного обсуждения, которое должно продлиться до 18 июля.
Текст проекта документа пока не опубликован. В уведомлении о разработке говорится, что законопроект установит требования к эксплуатации инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и обращающегося на этой инфраструктуре подвижного состава. Регулирование должно затронуть отправителей, получателей и перевозчиков грузов, собственников подвижного состава и инфраструктуры, сказано в уведомлении.
Строительство первой высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) в России Москва—Санкт-Петербург началось в марте 2024 года. Протяженность трассы с учетом входов в Москву и Санкт-Петербург — 679 км. Время в пути — 2 часа 15 минут. Максимальная скорость электропоезда — 400 км/ч, а скорость в эксплуатации — 360 км/ч. Составы будут ходить каждые 10–15 минут, говорил в феврале бывший тогда главой Минтранса, нынешний вице-премьер Виталий Савельев (см. “Ъ” от 17 февраля). Речь шла о движении в часы пик, обычный интервал должен быть около 40 минут. Полностью ВСМ должна быть запущена в 2028 году. На начало июля проектирование трассы ВСМ Москва—Санкт-Петербург было закончено на 60%, сообщал в интервью телеканалу «Россия 24» гендиректор ОАО РЖД Олег Белозеров.
В июне глава Минтранса Роман Старовойт говорил, что по поручению президента РФ министерство также прорабатывает создание ВСМ Казань—Екатеринбург, Москва—Адлер, а также ВСМ до Рязани, Минска и новых регионов. Затраты на создание четырех ВСМ без учета путей до новых регионов оценивались в 10,8 трлн руб. (см. “Ъ” от 20 сентября 2023 года). Господин Старовойт рассказал, что финансирование транспортных нацпроектов, которые включают создание ВСМ, оценивается примерно в 14 трлн руб.
О том, что для использования ВСМ необходимо создать отдельную нормативно-правовую базу, весной говорил Олег Белозеров. «Мы все знаем, что высокоскоростное движение — это движение свыше 200 км/ч, но в законодательстве написано, что максимальная скорость движения — 250 км/ч. Кроме отрасли производства и обслуживания нам с вами еще обязательно нужно создать своевременную к 2026, 2027 и 2028 годам нормативную базу эксплуатации ВСМ»,— цитировало ТАСС гендиректора ОАО РЖД.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что для запуска ВСМ предусмотрено создание отдельной инфраструктуры, и логично, что нормативы организации движения будут закреплены отдельным законопроектом. По его словам, требования могут касаться условий эксплуатации подвижного состава, правил безопасности, а также допустимых для перевозок грузов. Скорее всего, речь идет только о наиболее срочных отправлениях, например почтово-багажных грузах, полагает эксперт.
Глава Союза пассажиров Кирилл Янков говорит, что разработка отдельного законопроекта, регулирующего работу высокоскоростного железнодорожного транспорта, рассматривалась еще в 2017–2018 годах при обсуждении проекта ВСМ Москва—Казань. Тогда, напоминает эксперт, планировалось предусмотреть особый порядок изъятия земель, что для текущего проекта уже вряд ли необходимо. Особые технические требования к инфраструктуре ВСМ, по словам господина Янкова, можно закрепить в подзаконных актах — приказах Минтранса. А перевозка грузов по ВСМ планируется только в отдаленной перспективе и будет, видимо, ограничена почтовыми контейнерами, добавляет он.