В условиях роста цен на новый подвижной состав крупные железнодорожные операторы пополняют парк за счет сделок M&A. Так, «Деметра-Холдинг», объединяющий активы в перевозке зерна, лесных и других грузов, консолидировал компанию «Нефрит» с около 1,8 тыс. инновационных полувагонов и хопперов-цементовозов. С учетом снижения доходности операторов инвестиции в этом бизнесе возможны на длительную перспективу, говорят аналитики.
Входящие в «Деметра-Холдинг» ООО «Грузовая компания» и ООО «Русагротранс» получили по 99% и 1% в вагонной компании ООО «Нефрит». Соответствующие изменения в ЕГРЮЛ внесены в конце июля. По данным источника “Ъ”, в сделку вошло около 1,8 тыс. вагонов.
В «Деметра-Холдинге» сообщили “Ъ”, что наращивают парк в оперировании группы. «Речь идет об инновационных полувагонах и инновационных хопперах-цементовозах»,— уточнил представитель группы.
Как следует из данных в СПАРК, ранее, с марта по июль, владельцем «Нефрита» был ЗПИФ «Цитрин» под управлением УК «Русь Менеджмент». А до того, с июня 2021 года, компания принадлежала Денису Илатовскому. Он был директором по логистике в Объединенной металлургической компании, СУЭК, а также вице-президентом в ГК «Дело», сказано в биографии на сайте «Росконгресса». Денис Илатовский смену учредителей «Нефрита» комментировать не стал.
«Деметра-Холдинг» объединяет активы в области экспортной логистики и торговли зерном. Включает доли в Новороссийском комбинате хлебопродуктов, Объединенной зерновой компании, Новороссийский зерновой терминал, крупнейшего оператора хопперов-зерновозов «Русагротранс», перевозчика лесных грузов «ТрансЛес» и т. д. Ранее 45% в «Деметра-Холдинге» владел ВТБ. Летом 2023 года глава ВТБ Андрей Костин сообщил, что банк вышел из этого бизнеса. Сейчас информация о собственниках «Деметра-Холдинга» в ЕГРЮЛ скрыта.
По итогам первого квартала 2024 года «Деметра-Холдинг» занимал третье место среди крупнейших в РФ железнодорожных операторов в рейтинге Infoline Rail Russia Top. По количеству вагонов в собственности группа была на втором месте, а по объему парка в управлении — на третьем. Результаты в Infoline объясняли агрессивной инвестиционной политикой компании и высокими финансовыми показателями 2023 года на фоне роста доходности хопперов-зерновозов. В «Деметра-Холдинге» говорили, что за 2023 год увеличили парк с 77,7 тыс. до 86,5 тыс. вагонов за счет покупок подвижного состава у заводов и сделок M&A. В прошлом году крупнейшей сделкой группы стала покупка оператора WTG с парком из более чем 5 тыс. лесовозных платформ, полувагонов, цементовозов и т. д.
Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук отмечает, что «Деметра-Холдинг» — крупнейший в РФ оператор хопперов, но имеет не так много полувагонов и потому заинтересован в расширении парка последних для удовлетворения потребностей клиентов в расчете на долгосрочную перспективу. Как сказано в обосновании рейтинга «Эксперт РА» от 30 июля, «Деметра-Холдинг» обладает достаточным объемом ликвидности для обслуживания долга, реализации капитальных затрат и иных платежей. Кроме того, у группы есть «существенный объем» доступных невыбранных кредитных линий. На конец 2023 года соотношение чистого долга к EBITDA было 3.9х против 5.7х годом ранее за счет существенного укрепления EBITDA, указывают в «Эксперт РА».
Как отмечает господин Савчук, доходность операторов сокращается и условия для выхода из этого бизнеса сегодня уже не такие оптимальные, как были в 2021–2022 годах. По данным ИПЕМ, при перевозках экспортного угля инновационным подвижным составом ставка за последние четыре года сократилась более чем на 20%. Предпосылок для улучшения рентабельности в ближайшее время нет, добавляет Владимир Савчук. Покупка новых вагонов, продолжает эксперт, сегодня и вовсе фактически не окупается в том числе из-за высоких цен и условий лизинга. По данным Информационного центра операторов, новые типовые полувагоны за первое полугодие в среднем подорожали на 34% год к году, хопперы-зерновозы — на 27%, инновационные полувагоны — на 44%.