Режим работы : пн-пт: 09:00-18:00 сб-вс — выходной
Ru En

БАМ заряжают током

05.09.2024

В планы развития БАМа, где сейчас работают только тепловозы, могут включить полную электрификацию — такой проект анонсировал на ВЭФ президент России. Сейчас ОАО РЖД за 220 млрд руб. электрифицирует восточные участки БАМа. При сопоставимых параметрах затраты на электрификацию еще более 2 тыс. км магистрали превысят 660 млрд руб. даже без учета потенциальных расходов на техприсоединение, сложностей с доставкой материалов и увеличения стоимости со временем. Источники финансирования проекта пока не ясны.

Грузовой поезд во время движения по БАМуТрансляция выступления президента РФ Владимира Путина на пленарной сессии ВЭФМинистр энергетики РФ Сергей Цивилев (в центре)Министр спорта РФ Михаил Дегтярев (в центре) Посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир (в центре)Представитель МИД России Мария ЗахароваГость форума с газетой «Ъ» Гендиректор ГТЛК Евгений Дитрих (слева) и министр культуры РФ Ольга Любимова  Председатель правления ПАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон (в центре) и гендиректор госкорпорации «Росатом» Алексей ЛихачевЗампредседателя Госдумы Ирина Яровая и первый вице-президент АО «Русская медная компания» Олег Сиенко (в центре) Слева направо: премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим, зампредседателя КНР Хань Чжэн, телеведущая Александра Суворова и президент РФ Владимир Путин на пленарной сессии ВЭФГендиректор АО ДОМ.РФ Виталий Мутко Участники форума Трансляция выступления главы ВЭБ.РФ Игоря Шувалова на сессии «Ресурсы для будущего» Выступление сводного хора Владивостокской епархии в рамках фестиваля культуры «Владивостокские сезоны»Трансляция выступления президента РФ Владимира Путина на пленарной сессииГлава Роспотребнадзора Анна ПоповаСлева направо: посол РФ в КНР Игорь Моргулов, министр экономического развития РФ Максим Решетников и министр транспорта РФ Роман Старовойт перед началом встречи президента РФ Владимира Путина с зампредседателя КНР Хань ЧжэномЗампредседателя КНР Хань Чжэн (слева) и президент России Владимир Путин во время встречи в рамках форумаУчастник форума на лестнице с изображением амурского тигра в Дальневосточном федеральном университете Слева направо: глава МИД РФ Сергей Лавров, помощник президента РФ Юрий Ушаков и замруководителя АП Максим Орешкин перед началом встречи президента РФ Владимира Путина с зампредседателя КНР Хань ЧжэномГубернатор Херсонской области Владимир Сальдо
Вице-премьер РФ Виталий Савельев (в центре) и министр транспорта РФ Роман Старовойт (справа) на сессии «На Восток! Маршруты нового времени» Набережная кампуса Дальневосточного федерального университетаМинистр экономического развития РФ Максим РешетниковВице-премьер РФ, глава аппарата правительства Дмитрий ГригоренкоСтенд компании «Удоканская медь»Стенд производителя шин Kama Tyres Гости форумаГендиректор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев на заседании «Новая энергия Дальнего Востока»Гости форума в павильоне «Сахалин»Выступление музыкантов на церемонии открытия выставки «Улица Дальнего Востока» на набережной кампуса Дальневосточного федерального университетаПавильон Республики БурятияУчастники форумаУчастница церемонии открытия выставки «Улица Дальнего Востока» на набережной кампуса Дальневосточного федерального университетаФотограф на встрече президента РФ Владимира Путина с премьер-министром Малайзии Анваром ИбрагимомМинистр спорта РФ Михаил Дегтярев и двукратная олимпийская чемпионка по фехтованию Яна Егорян на сессии «Смена вех в мировом спорте. Формируя наш ответ» Основатель и гендиректор компании Wildberries Татьяна Бакальчук Участник форума

Владимир Путин заявил о желательности полной электрификации БАМа. «На всем протяжении БАМа предстоит проложить сплошные вторые пути,— сказал президент на пленарном заседании ВЭФ.— При этом уже сейчас нужно думать о перспективе. Считаю, что нам нужно сделать БАМ не только полностью двухпутным, но и электрифицировать эту магистраль». В ОАО РЖД электрификацию не комментируют.

ОАО РЖД сейчас завершает второй этап расширения БАМа и приступает к третьему, в ходе которого по преимущественно однопутному БАМу должны быть практически на всем протяжении уложены вторые пути — в общей сложности 1,8–2 тыс. км, говорил в июле заместитель гендиректора ОАО РЖД Андрей Макаров. О сплошной электрификации в паспорте третьего этапа, утвержденном в апреле, речи не идет.

Сейчас ОАО РЖД ведет работы по электрификации восточных участков БАМа — Комсомольск-на-Амуре—Ванино, ведущего к Тихому океану, и Комсомольск—Волочаевка, соединяющего БАМ с Транссибом. Завершение работ планируется на конец 2026 и 2025 года соответственно. Базовая стоимость — около 220 млрд руб.

Грузовой поезд во время движения по БАМуТрансляция выступления президента РФ Владимира Путина на пленарной сессии ВЭФМинистр энергетики РФ Сергей Цивилев (в центре)Министр спорта РФ Михаил Дегтярев (в центре) Посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир (в центре)Представитель МИД России Мария ЗахароваГость форума с газетой «Ъ» Гендиректор ГТЛК Евгений Дитрих (слева) и министр культуры РФ Ольга Любимова  Председатель правления ПАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон (в центре) и гендиректор госкорпорации «Росатом» Алексей ЛихачевЗампредседателя Госдумы Ирина Яровая и первый вице-президент АО «Русская медная компания» Олег Сиенко (в центре) Слева направо: премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим, зампредседателя КНР Хань Чжэн, телеведущая Александра Суворова и президент РФ Владимир Путин на пленарной сессии ВЭФГендиректор АО ДОМ.РФ Виталий Мутко Участники форума Трансляция выступления главы ВЭБ.РФ Игоря Шувалова на сессии «Ресурсы для будущего» Выступление сводного хора Владивостокской епархии в рамках фестиваля культуры «Владивостокские сезоны»Трансляция выступления президента РФ Владимира Путина на пленарной сессииГлава Роспотребнадзора Анна ПоповаСлева направо: посол РФ в КНР Игорь Моргулов, министр экономического развития РФ Максим Решетников и министр транспорта РФ Роман Старовойт перед началом встречи президента РФ Владимира Путина с зампредседателя КНР Хань ЧжэномЗампредседателя КНР Хань Чжэн (слева) и президент России Владимир Путин во время встречи в рамках форумаУчастник форума на лестнице с изображением амурского тигра в Дальневосточном федеральном университете Слева направо: глава МИД РФ Сергей Лавров, помощник президента РФ Юрий Ушаков и замруководителя АП Максим Орешкин перед началом встречи президента РФ Владимира Путина с зампредседателя КНР Хань ЧжэномГубернатор Херсонской области Владимир Сальдо
Вице-премьер РФ Виталий Савельев (в центре) и министр транспорта РФ Роман Старовойт (справа) на сессии «На Восток! Маршруты нового времени» Набережная кампуса Дальневосточного федерального университетаМинистр экономического развития РФ Максим РешетниковВице-премьер РФ, глава аппарата правительства Дмитрий ГригоренкоСтенд компании «Удоканская медь»Стенд производителя шин Kama Tyres Гости форумаГендиректор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев на заседании «Новая энергия Дальнего Востока»Гости форума в павильоне «Сахалин»Выступление музыкантов на церемонии открытия выставки «Улица Дальнего Востока» на набережной кампуса Дальневосточного федерального университетаПавильон Республики БурятияУчастники форумаУчастница церемонии открытия выставки «Улица Дальнего Востока» на набережной кампуса Дальневосточного федерального университетаФотограф на встрече президента РФ Владимира Путина с премьер-министром Малайзии Анваром ИбрагимомМинистр спорта РФ Михаил Дегтярев и двукратная олимпийская чемпионка по фехтованию Яна Егорян на сессии «Смена вех в мировом спорте. Формируя наш ответ» Основатель и гендиректор компании Wildberries Татьяна Бакальчук Участник форума

Нуждающееся в электрификации расстояние от Таксимо до Комсомольска — 2,3 тыс. км — в три раза превышает протяженность электрифицируемых участков. Таким образом, если ориентироваться на затраты по электрификации восточного БАМа, полная электрификация может обойтись в 660 млрд руб.

Но собеседник “Ъ” в отрасли говорит, что цифра не отражает реальные затраты, так как участки отличаются по сложности подвоза материалов, а долгие сроки означают существенный рост стоимости.

Источник “Ъ” напоминает, что ОАО РЖД потратит на техприсоединение на восточном БАМе 40 млрд руб., так как оказалось единственным крупным заявителем в регионе (см. “Ъ” от 9 июля), и на центральном и западном отрезках вероятно повторение ситуации.

В «Системном операторе» (диспетчер единой энергосистемы) говорят, что перспективные потребители в западной части БАМа есть, но масштабные планы, в том числе электрификация БАМа, потребуют строительства новых электростанций. В «Россетях» “Ъ” сообщили, что обсуждают с ОАО РЖД возможность реализации электроснабжения всего БАМа. Это требует развития существующих сетей (высоковольтных линий 220 кВ вдоль БАМа), что повысит и надежность электроснабжения потребителей, а также окажет влияние на развитие новых месторождений и производств, говорят в «Россетях». Называть конкретные цифры в компании сочли «преждевременным».

Управляющий партнер Rollingstock Agency Александр Поликарпов полагает, что электрификация БАМа даст наибольший эффект после запуска дублеров тоннелей (то есть за горизонтом 2032 года) и расширения до двух путей на всей магистрали. По его оценке, в лучшем случае проект завершится в середине 2030-х годов. «В настоящее время сроки стоят более далекие, но после предложения главы государства на ВЭФ их могут сдвинуть влево»,— полагает он.

Источник финансирования электрификации пока не ясен. Третий этап БАМа и Транссиба стоит 3,74 трлн руб., значительную часть этой суммы для ОАО РЖД обязался привлечь у банков подрядчик через модель договора с рассрочкой платежа (EPCF) на десять лет.

Собеседник “Ъ” среди клиентов ОАО РЖД опасается, что электрификация будет «по традиции» профинансирована за счет целевой надбавки к тарифу, как ранее капремонт.

Сейчас ОАО РЖД, чтобы увеличить объем перевозок по дефицитной инфраструктуре БАМа, внедряет тяжеловесное движение. Третья очередь расширения БАМа и Транссиба предполагает возможность вождения тяжеловесных поездов весом 7,1 тыс. тонн по всей протяженности БАМа. Для этого нужны мощные электровозы.

Александр Поликарпов говорит, что для эффективной работы в сложных условиях БАМа, скорее всего, потребуются новые модели электровозов. Учитывая сроки полной электрификации, производители смогут наладить выпуск, и за поставку электровозов на БАМ стоит ожидать напряженную конкурентную борьбу, считает эксперт. Но, добавляет он, возникнет вопрос использования новых мощных тепловозов, созданных для БАМа и находящихся в разработке. По словам господина Поликарпова, на Восточном полигоне работает около 120 тепловозов 3ТЭ25К2М и более 20 новых 3ТЭ28, повышенные характеристики которых будут излишни на других магистралях. При планируемой электрификации, по его словам, важно сохранить эффективность инвестиций в создание тепловозов, для чего уже на этапе проектирования стоит закладывать модернизацию для менее сложных условий.

Наталья Скорлыгина, Татьяна Дятел, Владивосток


Возврат к списку

Заказ звонка

нажимая на кнопку "Отправить", вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных

Спасибо!

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Ошибка.

К сожалению, сообщение не удалось отправить. Попробуйте позже еще раз

Онлайн-заявка

нажимая на кнопку "Отправить", вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных