Ru En

На «Азовмаш» подгонят новый состав

27.12.2023

Власти ДНР планируют возобновить на заводе «Азовмаш» в Мариуполе производство вагонов и запрашивают российских операторов о перспективном спросе на планируемый к выпуску подвижной состав — цистерны, полувагоны и крытые вагоны. Ориентиры по срокам не даны. Предприятие находится в плачевном состоянии, и эксперты сомневаются, что там можно быстро возобновить конкурентоспособное производство. Но отмечают, что спрос на цистерны и прежде всего котлы для них в России есть и продукция завода может оказаться востребована.

Мариупольский «Азовмаш» планирует приступить к выпуску цистерн, полувагонов и крытых вагонов. По информации “Ъ”, с этим вопросом в ОАО РЖД обратился минпромторг ДНР, после чего монополия запросила железнодорожных операторов о готовности разместить на «Азовмаше» заказы с указанием объемов, типов и сроков поставки. В минпромторге ДНР не ответили на запрос “Ъ”, в Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) от комментариев отказались.

Некогда «Азовмаш» был преуспевающим вагоностроительным предприятием.

В 2011 году он выпустил 16,4 тыс. вагонов, в том числе 11,3 тыс. цистерн и 5,1 тыс. полувагонов, в 2012-м — 16,5 тыс. Завод специализировался на выпуске цистерн и работал прежде всего на экспорт в Россию.

Проблемы с российским рынком у «Азовмаша» возникли в 2012 году, когда после череды аварий с его подвижным составом сертификаты на использование цистерн предприятия в России были приостановлены. В 2013 году Россия приостановила действие сертификатов трех украинских заводов — «Азовмаша», «Днепровагонмаша» и Крюковского вагоностроительного завода,— ссылаясь на то, что они укомплектованы дефектным литьем (см. “Ъ” от 16 апреля 2014 года). Крупнейший экспортный рынок для украинских предприятий был закрыт, что привело к их упадку. В 2014 году «Азовмаш» выпустил всего 623 вагона, после чего вступил в затяжной кризис.

Весной 2022 года на территории завода велись ожесточенные бои, он был почти полностью разрушен. Разминирование завершили только в марте 2023 года. Судя по съемкам предприятия, доступным в публичном пространстве, оно находится в плачевном состоянии. Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что о восстановлении завода в прежнем виде и с прежними компетенциями речи идти не может: в лучшем случае придется отремонтировать здания и завезти новое оборудование, создав производство заново.

Минпромторг ДНР сообщал 6 декабря, что регистрируется юрлицо «Мариупольтяжмаш» со стопроцентным госучастием, на базе которого будет восстановлен «исторически единый комплекс литейного и машиностроительного производств» путем объединения производственных активов «Азовэлектростали» и «Азовмаша».

Главная задача, отмечало министерство,— обеспечение базовых потребностей предприятия: электро-, газо- и водоснабжения. В первую очередь будет восстанавливаться линия по выпуску цистерн, сообщает министерство, не уточняя, когда планируется пуск.

В Минпромторге “Ъ” сообщили, что в этом году на территории новых субъектов уже запущено 87 предприятий с численностью порядка 4 тыс. человек. «Безусловно, восстановление ПАО "Азовмаш" также входит в планы по развитию промышленно-производственного комплекса ДНР,— говорят в министерстве.— В настоящий момент рассматриваются разные сценарии: восстановление завода тяжелого металлургического машиностроения, возобновление производства подвижного состава (полувагонов, крытых вагонов и цистерн), а также реализация инвестиционного проекта по созданию индустриального парка на территории производственной площадки "Азовмаша"».

В Минпромторге уточнили, что заводу необходимо получить сертификаты на вагоны российского образца. Сроки восстановления производства в министерстве не комментируют.

Глава Объединения вагоностроителей Евгений Семенов говорит, что, если «Азовмаш» «сумеет дать рынку конкурентный продукт, он будет пользоваться спросом». К тому же, уточняет он, «новым территориям также нужны вагоны». Управляющий партнер ROLLINGSTOCK Александр Поликарпов уточняет, что в долгосрочной перспективе мощности российских производителей вагонов сбалансированы с потребностью рынка. «Однако в пиковые периоды спроса наблюдается дефицит по отдельным родам. В настоящее время большинство заводов загружено,— говорит он,— подобный уровень загрузки сохранится и в 2024 году». Новые вагоностроительные мощности, добавляет господин Поликарпов, могут помочь закрыть пики спроса, «но возникает сомнение в возможности их долгосрочной и коммерчески эффективной загрузки».

По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, «Азовмашу» трудно будет конкурировать как в производстве полувагонов, где востребованы в первую очередь инновационные вагоны, так и в сегменте крытых вагонов, где очень сильные конкуренты, в первую очередь «Алтайвагон». А вот производство цистерн будет крайне востребовано.

Главное, чтобы завод возобновил производство котлов, говорит господин Бурмистров: в таком случае ему не нужно даже сразу восстанавливать полный цикл — можно строить цистерны на чужой тележке.

Именно по производству котлов для цистерн сейчас полностью загружены и российские мощности, и белорусский Осиповичский завод, даже идут разговоры о возможности допуска в Россию китайских цистерн. По итогам года, говорит господин Бурмистров, лидером в производстве цистерн будет «Рузхиммаш» (5,3 тыс.), Уралвагонзавод, несмотря на переключение на ГОЗ, произведет порядка 1,7 тыс., ОВК выпустит 900–950 цистерн, «Алтайвагон» — порядка 650, еще 500 поставит Осиповичский завод.

Михаил Бурмистров полагает, что завод сохранил конструкторскую документацию, но «важно, сколько осталось конструкторов: если их недостаточно, предприятию придется работать как элементу производственной цепочки другого изготовителя».

Наталья Скорлыгина


Возврат к списку

Заказ звонка

нажимая на кнопку "Отправить", вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных

Спасибо!

Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Ошибка.

К сожалению, сообщение не удалось отправить. Попробуйте позже еще раз

Онлайн-заявка

нажимая на кнопку "Отправить", вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных